Регистрация перехода права собственности – обязательный юридический акт в сделках с недвижимым имуществом, защищающий интересы покупателя (приобретателя права). Регистрация перехода права происходит по заявлению продавца и на основании правоустанавливающего документа при отсутствии запретов и ограничений на это, внесенных в ЕГРН(Единый государственный реестр недвижимости).
Подать документы на регистрацию сделки (перехода права) в Росреестр можно через МФЦ.
Регистрация перехода прав и регистрация прав – это два разных регистрационных действия.
Регистрация перехода права собственности
Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество – дома, квартиры, земельные участки, комнаты, осуществляется Росреестром.
Запись об этом вносится в Единый государственный реестр недвижимости по всем сделкам с объектом.
История регистрации перехода права сохраняется и может быть получена любым заинтересованным лицом в виде выписки о переходе права из ЕГРН.
Договор для регистрации перехода права собственности на недвижимость
Документом-основанием для регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество является:
- Договор купли-продажи;
- Договор мены;
- Договор дарения;
- Договор приватизации.
Кроме договоров, документом-основанием для регистрации перехода права, могут быть:
- Решение суда.
Договоры описывают добровольную сделку по отчуждению права от одного физического или юридического лица – другому.
Сам договор отчуждения с 01.03.2013 года не подлежит государственной регистрации. На нём теперь нет штампа Росреестра о его регистрации.
Регистрируется только факт перехода права и право собственности на нового правообладателя.
Договор для регистрации перехода права на бумажном носителе предоставляется в Росреестр (можно подать через МФЦ) в количестве экземпляров не менее одного.
В регистрационное дело будет размещен скан-образ договора, удостоверенный электронной цифровой подписью специалиста, который его изготовил.
Чаще количество экземпляров договора равняется количеству сторон или участников сделки .
Договор для регистрации перехода права можно подать в Росреестр в электронном виде.
Стороны сделки по отчуждению прав на недвижимость вправе самостоятельно решить о форме документа – нотариальная или простая письменная форма договора.
Однако для некоторых видов сделок требуется обязательная нотариальная форма оформления сделки:
- Если объектом недвижимости владеют несколько собственников на праве общей долевой собственности, то переход права не на все доли одновременно , Росреестр зарегистрирует только на основании нотариального договора купли-продажи.
- Переход права собственности от несовершеннолетнего или недееспособного собственника требует не только разрешения Органов опеки и попечительства, но и обязательного удостоверения договора купли-продажи у нотариуса.
Договор купли-продажи подлежит обязательному удостоверению у нотариуса если отчуждается собственность несовершеннолетнего или недееспособного.
Подробнее о нотариальных сделках можно прочесть в статье: НОТАРИУС В СДЕЛКАХ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ
Документы для регистрации перехода права собственности
Государственный регистратор внесет запись о регистрации перехода права собственности при наличии:
- заявления о переходе права собственности от продавца, дарителя или стороны договора мены;
- документа -основания (договора дарения, купли-продажи, мены).
Если документ-основание удостоверен нотариусом заявление от стороны, отчуждающей право, не обязательно!
То есть при наличии нотариального договора продавец или даритель может не присутствовать в МФЦ при подаче документов на регистрацию права собственности на нового правообладателя.
Заявление о регистрации перехода права примут только по предъявлению документа, удостоверяющего личность.
Документы на недвижимость теперь можно не предоставлять!
Ведь единственным доказательством зарегистрированного права собственности является наличие записи об этом в ЕГРН.
А правоустанавливающий документ уже есть в реестровом деле.
Теперь даже не требуется предоставлять согласие супруга на продажу совместно нажитого имущества.
Препятствием для регистрации перехода права это не будет.
НО!
Об отсутствии согласия будет внесена запись в ЕГРН!!!
Прочтите статью: Согласие супруга на продажу
Госпошлина за регистрацию
Госпошлина за регистрацию перехода права не уплачивается.
НО!
Если у собственника поменялись персональные данные, например изменилась фамилии при вступлении в брак, необходимо подать в Росреестр заявление о внесении изменений в ЕГРН, оплатить госпошлину 700 рублей и приложить свидетельство о заключении брака.
Сроки государственной регистрации
Закон не устанавливает, в какие сроки стороны сделки, заключившие договор обязаны обратиться в Росреестр для государственной регистрации перехода права.
Но не нужно тянуть с этой процедурой. В случае смерти или потери дееспособности участника сделки, придется обращаться в суд.
Сроки регистрационных действий по сделкам с недвижимостью сокращены.
- Регистрация перехода права на основании документа, удостоверенного нотариусом – 3 рабочих дней:
- Договор в простой письменной форме – 9 рабочих дней;
- Если одновременно с переходом права регистрируется ипотека – 5 рабочих дней.
Офисы приема-выдачи документов Росреестра принимает документы только на экстерриториальные сделки, то есть на объекты, находящиеся в ином кадастровом округе.
И осуществляет выездное обслуживание.
Прием-выдача документов по сделкам с недвижимостью обслуживает МФЦ, то есть осуществляет прием заявлений и выдачу результата оказания государственной услуги по регистрации перехода прав на недвижимое имущество.
Одновременно с регистрацией перехода права регистрируется право собственности на нового правообладателя на основании его заявления.
Всегда рада разъяснить. Автор